Динамика цен на столовое яйцо в начале I квартала отличается от привычных трендов. За период с 1 января по 4 февраля 2022 года, по данным Росстата, цены на куриные яйца упали на 3,33%. Традиционно цены росли в IV и I квартале, а после праздника Светлой Пасхи, тренд изменялся на обратную тенденцию, II и III кварталы характеризовались обычно снижением цен.
В этом году ситуация изменилась из-за снижения цен на зерновые, отмечает основатель АО «АгроТаргет» Дмитрий Лебедев. Именно фуражное зерно составляет до 30% себестоимости при производстве куриного яйца. Так, цены на пшеницу 3 класса на юге России упали на 600 рублей за тонну и достигли 17 100 рублей (EXW, с НДС), на пшеницу 4 класса – на 285 рублей (до 16 883 рублей), на пшеницу 5 класса – на 350 рублей (до 16 517 рублей). Экспортные цены на российскую пшеницу снижаются пятую неделю подряд на фоне сохраняющейся напряжённости в отношениях РФ и Запада. Стоимость тонны российской пшеницы с 12,5-процентным содержанием протеина и поставкой на условиях франко-борт (FOB) из черноморских портов в феврале — начале марта упала до 319 $ с 328 $ за тонну, хотя в регионах, отдалённых от экспортных площадок, например, в Сибири, цены на зерновые демонстрируют определённый рост. Так, в Сибири цена на пшеницу 3 класса повысилась на 215 рублей за тонну (до 17 167 рублей), на пшеницу 4 класса – на 265 рублей (до 16 300 рублей), на пшеницу 5 класса — на 185 рублей (до 15 800 рублей). Тем не менее общий ценовый тренд в России демонстрирует снижение цен.
Следует отметить, что существующий на рынке столового яйца чётко выраженный сезонный дисбаланс спроса и предложения изменился. Текущее снижение цен на столовое яйцо чревато взрывным ростом весной. Это связано с тем, что цикл наращивания производственных мощностей столового яйца достаточно долгий и зависит от массы факторов, и в определённом моменте он характеризуется ярко выраженными сезонными колебаниями спроса в течение года — разница стоимости в высокий и низкий по спросу сезон может достигать более 50%. Сегодня птицефабрики снижают производство куриных яиц, что может вызвать уже в следующем квартале снижение объемов поставок и соответственно приведёт к изменению ценовой динамики. Ситуацию также может обострить рост цен на зерновые на международных рынках, так как фундаментальные факторы свидетельствуют, что текущее снижение экспортных цен является следствием краткосрочных геополитических факторов.
«Основная проблема российского рынка столового яйца — это узость информационных потоков. Производители и поставщики из-за информационной асимметрии просто не успевают реагировать на изменение спроса и предложения. Поэтому выход лежит не в ужесточении государственного ценового регулирования, а в создании специализированных электронных торговых площадок. Именно они являются эффективным механизмом перераспределения товарных потоков, которые сгладят сезонный фактор на рынке столового яйца и при этом позволит всем участникам производственной цепочки иметь необходимую маржинальность для своего развития. Наш проект «Escrow Operator Agro Exchange», который мы реализуем при поддержке Фонда «Сколково», как раз предлагает эффективный инструмент для стейкхолдеров агропромышленного комплекса. Благодаря экосистемам вокруг отраслевых электронных торговых площадок АПК можно будет сократить путь от производителя до потребителя посредством преодоления неразвитости информационных каналов и временных ограничений», — отметил Дмитрий Лебедев.
Однако переход процесса купли-продажи на цифровые рельсы у отечественных аграриев всё ещё происходит медленно. Формат e-commerce-площадок только начали интегрировать в свою работу ряд отечественных крупных агрохолдингов, а вот средние и малые агрохолдинги и крестьянско-фермерские хозяйства, при не меньшем количестве потребностей, пока медленно переходят на работу с электронными платформами. При этом именно переход на механизмы электронной коммерции лучше всего поможет им стабилизировать свой бизнес в условиях нестабильного погодного фактора, дисбаланса спроса и предложения, роста цен на расходные материалы (ветпрепараты, семена, кредитные ставки на лизинг техники и т. п.). В то же время многие торговые ИТ-ресурсы, предлагаемые рынком, неспособны сразу или полностью покрыть основные требования производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции в части оптимизации сделок, будь то семена, удобрения, куриные яйца, молоко, сахар или другие сельхозтовары.
«Для ускорения перехода на цифровые рельсы сбытовой функции отечественных сельхозпроизводителей необходима политическая воля со стороны государства. Прежде всего, речь идёт о создании инфраструктуры для электронной аграрной коммерции — это инвестиции в складские комплексы и хранилища, в том числе с мультитемпературным режимом, в отечественные разработки софта, чтобы не зависеть в столь важном вопросе как продовольственное обеспечение страны от иностранных производителей. Сегодня мы наблюдаем жесточайший дефицит свободных хранилищ и складских комплексов в целом по стране. Также многим отечественным сельхозпроизводителям сложно приобрести современный софт для цифровизации сбытовой функции. Минсельхоз России сейчас предпринимает определенные усилия в необходимом направлении, но пока процессы принятия требуемых решений идут довольно медленно», — отметил Дмитрий Лебедев.
Источник: https://www.agbz.ru/news/tseny-na-stolovoe-yaytso-demonstriruyut-novyy-trend-snizhenie